Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Суд 20:24-48

Война против племени Биньямин в глазах Божьих была, несомненно, справедливой: речь ведь шла о том, чтобы наказать виновных в очень серьёзном преступлении, в преступлении, которое по законам Торы наказывалось смертной казнью. Тем не менее война оказалась далеко не простой: дважды соединённое ополчение еврейских племён терпело поражение от племени Биньямин. Как видно, воины племени Биньямин воевать умели, к тому же они вели бой на своей земле, которая, как и вся Иудея, была для войны очень удобна — это гористая местность, прекрасно приспособленная для засад, неожиданных нападений, коварных ударов в спину.

Было, однако, и ещё кое-что, мешавшее быстрой и решительной победе соединённых сил евреев над племенем Биньямин. Проблема была в самом народе, в его духовном состоянии. Проблема проявилась в одном конкретном племени, и даже, если быть точным, в одном конкретном селении, но корни её находились не в том селении и даже не в том племени, где проявились плоды, они разрослись и проросли собой весь народ, все племена. Эта война не была войной праведников против грешников, это была война сторонников соблюдения Торы против её нарушителей.

Между тем человек, выступающий на стороне Торы, вовсе не становится праведником автоматически, просто по факту такого выступления. Он вполне может и самоутверждаться, выступая таким образом, и даже мстить тем, кого ненавидит или просто не любит, пользуясь предоставленной возможностью. Тора не допускает сведения личных счётов под видом соблюдения законности, но ведь в душу не заглянешь: внешне всё может быть очень благовидно и абсолютно законно, а в душе человек тешит своё самолюбие и услаждается победой над врагом.

Особенно велика вероятность всего описанного, когда дело касается войны, пусть и за торжество Торы, законности и справедливости: война ведь всегда дело массовое и коллективное, а в массе и за широкой спиной коллектива обычно (конечно, при желании) бывает очень удобно скрыть то, что иначе слишком бросалось бы в глаза и самому борцу за справедливость, и всем окружающим. Вот потому-то и не даёт Бог быстрой победы тем, кто, казалось бы, воюет на Его стороне: надо было, чтобы у воюющих не осталось никакого триумфализма, никакого упоения собственной правотой и правотой своей победы. Надо было, чтобы они поняли: они побеждают не потому, что они лучше своих противников, а потому, что их противники не правы перед Богом.