Мысли вслух на Суд 10:1-18

Вся еврейская история догосударственного периода была историей взлётов и падений — не столько собственно духовных, сколько религиозных. Цикл повторялся снова и снова: отступничество – притеснения со стороны более сильных соседей – вопль о помощи – появление очередного судьи, обращение, религиозный подъём и разгром врага – новое отступничество.
Цикл вполне понятный и объяснимый, который, однако, не мог длиться вечно. В конце концов наступает момент, когда, после очередного отступничества и последовавших проблем с соседями, в ответ на очередной вопль к небесам, Бог отвечает: идите и просите о помощи тех богов, которые вам так нравятся и к которым вы постоянно обращаетесь, снова и снова отворачиваясь от Меня.
В религиозном обиходе такое поведение называется испытанием Божьего долготерпения, и неудивительно, что заканчивается оно раньше или позже таким или подобным ответом. Что это: усталость Бога от человеческой неверности? Рассуждая по-человечески, можно было бы сказать и так, но тут всё же ещё не вся правда. Бог ведь не человек, чтобы уставать или терять терпение от человеческой испорченности так, как теряем его мы. К тому же в отличие от нас Он знает, чего и от кого можно ждать. Дело тут в другом: в том воздействии, которое оказывает на человека всякий разрыв отношений с Богом.
Главная проблема такого разрыва заключается в том, что он никогда не проходит бесследно. Выпадая из того духовного пространства, в котором происходит богообщение, человек не просто останавливается на своём духовном пути — он неизбежно откатывается назад. Если его духовные усилия становятся эпизодическими, а каждый эпизод заканчивается очередным откатом, человек не только не движется вверх — он медленно сползает вниз.
Вначале этого скольжения можно и не заметить, но потом, когда оно ускоряется, не замечать его становится всё труднее. Если же человек и дальше игнорирует происходящее, в его жизни вполне может наступить момент, когда богообщение станет для него как минимум очень затруднительным, а то и прямо невозможным. Вот тогда-то и звучит жёсткий Божий ответ наподобие того, какой услышал народ после очередного отступничества, а значит, после очередного духовного срыва. Ответ, после которого требуются уже особые, чрезвычайные усилия для того, чтобы хотя бы просто не сорваться в пропасть.