Мысли вслух на Суд 4:1-24

О судьях сегодня мы можем сказать, что если не все, то большинство из них было, скорее всего, связано с пророческим движением своей эпохи, но о судьях-пророках в Книге Судей не говорится. Исключение — Дебора, судья-пророчица, как прямо и сказано о ней в книге. Пророческое движение и пророки вообще играли особую роль в жизни народа. С одной стороны, именно через них до народа доходил голос Божий, притом доходил напрямую: ведь пророки слышали Бога совершенно буквальным образом, без всяких аллегорий, они слышали Его голос именно как голос, как слова, звучавшие в их сознании. Пророки были теми людьми, которые могли донести этот голос до тех, кто сам, непосредственно Бога слышать не мог.
С другой стороны, именно пророки были хранителями того изначального, чистого яхвизма, от которого в массовом религиозном сознании народа к тому времени уже почти ничего не осталось. Формально то, что исповедовало большинство еврейского народа в эти времена, называлось яхвизмом, историки религии называют его двоеверием, но по сути надо говорить о самом обычном язычестве. Яхве перестал быть Единым и единственным, в сознании большинства верующих евреев Он превратился в главу целого пантеона наподобие Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского. К яхвизму Авраама и Моисея такая религия имела отношения не больше, чем Олимпийская религия классической Греции. На таком фоне одни лишь пророки оставались яхвистами в подлинном, изначальном значении слова.
Они сохраняли яхвизм Авраама, Моисея, Иисуса Навина. При этом у них была и собственная религиозно-политическая программа: все они были сторонниками теократии, сторонниками власти над народом лидера-харизматика, Богом поставленного вождя из их собственной среды. Это неудивительно: ведь и сами пророческие общины были устроены подобным образом — каждая из них была автономной и складывалась обычно вокруг какого-нибудь известного духовного наставника, на которого члены общины смотрели, как на духовного отца (отсюда и устоявшееся в народе название для членов таких общин «сыны пророческие»).
Так же, по мысли пророков, должен был управляться и народ Божий — в таком случае, были уверены они, он быстро вернётся к тому подлинному, чистому яхвизму, которого и должен держаться. Были среди пророков и женщины, наподобие упоминаемой в книге Деборы — они, конечно, не часто возглавляли войны, но свою роль играли. Так пророки сохраняли традицию чистого яхвизма, в критический момент предлагая народу следовать за собой и возвращая их к вере Моисея и Иисуса Навина — правда, лишь на время.