Мысли вслух на Ис Нав 16:1-10

В Книге Иисуса Навина при описании племенных границ и соответствующих территорий нередко упоминается тот факт, что земля вовсе не была очищена от языческого населения, как предполагалось изначально. При этом речь обычно идёт не об истреблении местных жителей, а об изгнании их с занимаемых земель, как в данной главе.
Трудно сказать, чем объясняется такая избирательность завоевателей. Скорее всего, причины в каждом случае были свои, и они могли быть различными: где-то воинственные местные племена прогнать не удалось, а где-то, вполне возможно, у евреев не возникло и желания их прогонять — так могло быть там, где местные жители были достаточно миролюбивы и не оказывали сопротивления евреям, при том, что земли хватало всем.
Как бы то ни было, на данной Богом Своему народу земле евреи нередко селились бок о бок с соседями-язычниками. Такое соседство было для ещё недавно пришедшего из степей Трансиордании народа весьма соблазнительным. Местное язычество порой начинало восприниматься ими как религия цивилизованных людей в отличие от яхвизма, на который некоторые смотрели, как на религию кочевников, а на Яхве — как на бога степи или пустыни.
Бог однако, как видно, не мешает Своему народу или отдельным его племенам в сделанном ими выборе, Он не прогоняет тех, кого не прогнали сами завоеватели. Оно и понятно: созидание земли обетованной ведь процесс богочеловеческий. Конечно, определяет её границы Бог, и Бог же прокладывает народу путь к земле, но взять свою землю народу придётся самому, и обустраивать её тоже. Бог непременно станет участвовать в этом деле, но лишь постольку, поскольку Его пригласят, позовут, попросят поучаствовать.
У Бога есть о Своей земле Свой замысел, но Он хочет, чтобы Его замысел осуществлялся Им совместно с людьми — и если люди вносят в Его планы изменения, Он принимает их выбор. Земля может быть такой, какой её задумал Бог, но лишь в том случае, если Его народ примет Его план полностью и без оговорок. Если же нет, земля будет такой, какой сделают её люди — и мера Божьего участия тогда будет определяться людьми. Так же, как и мера Божьего присутствия — будь то в жизни отдельного человека или целого народа.