Мысли вслух на Ис Нав 15:1-63

Книга Иисуса Навина содержит подробнейшее описание не только общей границы еврейских земель по их периметру, но и границ межплеменных, предельно чётко отграничивая земли племён друг от друга. Ортодоксальные иудеи и сегодня руководствуются этими описаниями, когда определяют границы, в которых должен существовать Израиль как еврейское государство: ведь как таковой он непременно должен включать в себя всю некогда данную Богом Своему народу землю.
Единственной проблемой такого разграничения становится историческая: сегодня не всегда легко установить, где именно находились во времена Иисуса Навина и еврейского завоевания Палестины те или иные упомянутые в книге населённые пункты. Такая точность была, конечно, важна и с точки зрения политической: как общая граница еврейской земли, так и границы межплеменные должны были быть закреплены и не должны были ни у кого вызывать вопросов — ведь пограничные споры были чреваты как конфликтами с соседями, так и межплеменными распрями среди самих евреев.
Границы в те времена вообще считались священными в самом буквальном смысле слова — всеобщей была вера в богов или духов-покровителей межи и границы, а их нарушение было равнозначно святотатству и оскорблению богов. Разумеется, в яхвизме Богом-стражем границы был Яхве — никаким другим стражам границы тут места не было. Однако в данном случае Яхве оказывался стражем границы ещё и в другом смысле: Он ведь Сам эти границы и определил, Сам создал землю обетованную (как и все прочие земли) и Сам привёл на неё Свой народ. Богом определённая граница — не просто географическая или политическая реальность, это реальность духовная.
Очерчивая границы земли обетованной, Бог очерчивает место Своего непосредственного присутствия и непосредственной активности — по крайней мере, до прихода Мессии. Земля обетованная — Божья земля именно и прежде всего в таком смысле, главное действующее лицо на ней Сам Бог. Для Него же с границами всё абсолютно чётко, что бы ни думали по этому поводу люди. Потому и сохранила Книга Иисуса Навина Божьи границы для нас — чтобы мы представляли себе место действия Божия, где Он созидал Свой народ.