Мысли вслух на Ис Нав 13:1-33

Священнописатель несколько раз особо подчёркивает, что племя Леви — левиты — не получили своего собственного надела на земле, которую Бог обещал Своему народу. Ближайший смысл такого условного обезземеливания понятен: земля, помимо прочего, ещё и обременяет, на земле надо работать, а у левитов заботы другие, им Бог поручает Ковчег и Скинию. Это с одной стороны, а с другой тут вопрос ответственности и полноты служения. Священство и вообще служении при Скинии, а позже при Храме не случайно приравнивается к владению племенным наделом земли.
Конечно, священство должно было кормить священников, культ в яхвизме был организован так, чтобы служащие священники не оставались голодными. Священство может кормить то племя, которому оно поручено так же, как другие племена кормит полученный ими племенной надел. Есть, однако, и другая сторона, связанная с тем, что сама земля, данная Богом своему народу, становится священной — именно потому, что на ней живёт Его народ, а посреди народа пребывает Он Сам.
На Божьей земли нет не-Божьих дел и занятий, она вся освящена Божьим присутствием — а значит, нет на ней и ничего не освящённого, обыденного. Левиты священнодействуют при Скинии — и это на первый взгляд кажется привилегией, если не учитывать того, что сама жизнь на Богом данной земле является священнодействием — или вовсе не соответствует тому, чем кажется и называется. Если же увидеть всю жизнь на Божьей земле как священнодействие, станет понятно: особое призвание левитов — не привилегия, а специфика служения.
Такой у них особый надел — Скиния как тот участок на земле, где Бог открывает народу Своё присутствие, освящая его и делая Божьим по сути. Однако ведь и другие наделы, другие участки тоже освящены — у них просто другое предназначение. Божья земля едина, как един и Божий народ, представляющий собой одно духовное тело, как говорили об этом мудрецы времён Второго Храма. Если же един народ, то и священное пространство, где он пребывает перед Богом, тоже едино, и охватывает оно всю данную Богом Своему народу землю без всяких исключений.