Мысли вслух на Ис Нав 4:1-24

Завершение торжественного перехода через Иордан ознаменовалось сооружением некоего подобия монумента, который должен был, по замыслу его создателей, напоминать будущим поколениям о том, с чего началось завоевание земли и о месте, где оно начиналось. Упоминание об этой постройке является ещё одним свидетельством того, что весь рассказ о торжественном пересечении Иордана является ритуальным текстом, как и предполагают многие библеисты, исследующие Книгу Иисуса Навина.
Совершенно очевидно, что памятник был построен уже после завоевания земли или, по крайней мере, после того, как часть территории была захвачена и находилась под контролем завоевателей — сооружение даже самого простого памятника, представляющего собой, наподобие описанного в рассказе, груду камней, всё же требовало времени и усилий, а перед лицом противника у строителей, очевидно, не было ни того, ни другого. Автор тут допускает своеобразный анахронизм — он рассказывает о торжественном перенесении Скинии и ковчега через Иордан так, как будто всё это происходило в самом начале завоевательных походов, так, будто они и начались с торжественной религиозной процессии.
Исторически всё было иначе, однако с точки зрения того, что называется священной историей, события описаны вполне адекватно. Тот факт, что речь идёт о ритуальном тексте, лишь подтверждает духовную адекватность описания. В самом деле: текст рассказывает о святилище и о празднике, который должен был напомнить участвующим в нём о переходе через Иордан, но главное — о Боге, Который тогда шёл впереди Своего народа. Сам праздник был воспоминанием, актуализацией того, что исторически осталось в далёком прошлом.
При взгляде на историю народа именно такая актуализация и была чем-то абсолютно необходимым для адекватного её восприятия — по крайней мере, её духовной составляющей. Потому священнописатель и помещает рассказ о традиционном празднике в эпоху, когда его ещё исторически не могло быть: всякий ритуал ведь только обозначает в пространстве и во времени событие, само по себе находящиеся вне их — по крайней мере, в том виде, в котором пространство и время существуют в привычном нам мире. Вот это духовное событие, связанное с присутствием и действием Божьим, и даёт начало той череде исторических событий, которые описаны в Книге Иисуса Навина.