Мысли вслух на Ис Нав 2:1-24

Историю завоевания земли священнописатель начинает с притчи о Раав. О городской проститутке, которая предательски впустила вражеских разведчиков в город и спрятала их в своём доме, а затем и помогла врагу его взять, став у победителей «своей». Оставила ли она при этом своё прежнее ремесло, неизвестно: в тексте об этом ничего нет. Скорее всего оставила: в строго и жёстко религиозном обществе, каким было тогда общество еврейское, её образ жизни и занятия, мягко говоря, не поощрялись. Можно было бы сказать, что тут обычная ситуация всякой войны, где, как известно, все средства хороши, лишь бы они работали и приносили результат.
На войне пользуются услугами предателей и не брезгают никем, если это помогает успеху операции. При всём при том, однако, предателям, чьими услугами однажды воспользовались, впоследствии, как правило, особо не доверяют: кто предал однажды, легко сделает то же самое и во второй раз. Между тем, судя по тексту притчи, можно думать, что город был уже в значительной степени деморализован. Оно и понятно: постоянные набеги кочевников, от которых Иерихон страдал особенно часто вследствие своего местоположения, выматывали его жителей.
Набеги бывали обычно неожиданными, скоротечными, кочевники нападали на город, зачастую врывались в него, грабили и убивали местных жителей, а затем быстро уходили за Иордан, благо рядом с городом был брод, позволявший легко переправиться через реку. Там, в степи, преследовать нападавших было не только бесполезно, но и опасно, так, что набеги обычно оставались безнаказанными. Понятно, что Раав была уверена: в случае большой войны город обречён.
Однако не только это понимание определяло её действия: она прямо говорит разведчикам, что Яхве отдал им и город, и всю остальную землю. Здесь — единственный просвет на общем мрачном фоне: кем бы человек ни был, он ещё не обречён, если видит, Кто направляет события и почему они развиваются так, как развиваются. Именно это видение и стало основой того будущего, которое появилось у Раав в связи с историей народа Божия.