Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Мф 14:1-21

Сегодняшнее чтение включает два, казалось бы, очень разных эпизода. Первый из них (ст. 1–13) рассказывает о казни Иоанна Крестителя, а второй — о чудесном насыщении пяти тысяч человек (ст. 14–21). На первый взгляд, связь между этими событиями чисто внешняя. Может даже показаться, что она чисто случайная: если бы масса народу не устремилась за Иисусом в пустыню (ст. 13), никакого чуда не было бы. И всё же ситуация оказывается не такой простой.

Казнь Иоанна, очевидно, была для Иисуса знаком чего-то чрезвычайно важного. Вполне вероятно, что это событие напомнило Иисусу о том, что предстояло Ему Самому. Несомненно одно: она должна была восприниматься и самим Иисусом, и Его учениками как временная победа тёмных сил, ведь именно так всегда воспринималась верными смерть праведника. Наверное, многим в тот момент стало казаться, что враги Божии вновь торжествуют, как это уже не раз бывало в истории народа Божия.

И именно тогда ученикам и народу было вновь явлено Царство во всей его полноте. Ведь то, что произошло с теми пятью тысячами человек, никак не могло бы произойти по законам нашего, ещё не преображённого, мира. А вот в Царстве такое возможно. И Иисус специально не отпускает народ с тем, чтобы явить его (ст. 15–16). А когда это происходит, оказывается, что пяти хлебов и двух рыбок хватает на всех.

Никаких эффектов, никаких «материализаций» из воздуха, всё на удивление буднично: Учитель благословляет, ученики разносят и раздают (ст. 19)… И вот уже насытились все, и ещё осталось, а пища не иссякает (ст. 20). Наверное, таковы законы Царства: здесь нет недостатка ни в чём, и потому еды будет столько, сколько нужно, чтобы насытиться всем. Но если Царство здесь, значит, мир действительно изменился. И даже смерть праведника не может остановить вхождение Царства в наш, теперь уже преображающийся, мир.

Конечно, противостояние сил света с силами тьмы ещё не окончено. И праведники ещё будут умирать, как умер на кресте Тот, Кто принёс Царство. Но их смерть теперь уже не торжество зла, как это было прежде, а путь в это Царство. Путь, который первым прошёл Иисус, открыв его каждому.