Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Откр 1:9-13

Своё откровение Иоанн, судя по собственному его свидетельству, получил в «день Господень» (в Синодальном переводе он назван «днём воскресным»). «Днём Господним» в те времена могли называть день воскресения Христова, но у этого словосочетания есть более глубокий смысл, связанный как с яхвистской, так и с собственно христианской традицией. Традиционно в яхвизме день Яхве или день Господень, как называют его обычно в русском переводе, связывался с днём Суда и с днём торжества Божия, с днём Его воцарения над миром, воцарения для всех зримого и потому очевидного.

Впоследствии, под влиянием главным образом проповеди поздних пророков, он стал также днём прихода Мессии, а значит, и начала мессианского Царства. Неудивительно, что у христиан этот день оказался связан с днём воскресения Спасителя — такое изменение смысла было вполне естественным. Однако при всём том день Господень не утратил и своего эсхатологического смысла: он в глазах христиан был также днём возвращения Спасителя во славе и окончательного торжества Царства. Книга Откровения же является эсхатологической и апокалиптической по самому смыслу того, что в ней описано.

Таким образом встреча со Христом оказывается уже не обычной встречей, подобной тем, которые для первых христиан были делом хорошо знакомым, она становится встречей особенной, которая вводит Иоанна в особое измерение бытия, называемое эсхатологическим. Встретиться с Воскресшим можно и просто идя по дороге, как это было с Павлом (тогда, впрочем, ещё Саулом), но здесь речь идёт о встрече у Престола, там, где центр мироздания и центр истории.

В конце концов именно там окажется Иоанн, которому Иисус Сам покажет всё, что касается истории Царства и связанных с ней событий. Так же, как и истории падшего мира — истории, идущей к своему концу. Начинается же всё со встречи с самим воскресшим Иисусом, Который и открывает апостолу глубину Царства такой, какова она есть. День Господень оправдывает своё название, он действительно становится днём торжества Царства. Пока это торжество видит один Иоанн, но настанет день, когда его увидят все.