Мысли вслух на Откр 13:11-18

Выходящий из моря чудовищный зверь в видении апостола как бы раздваивается: у него появляется свой представитель на земле. Это может на первый взгляд показаться странным, но важно помнить, что духовная жизнь в падшем мире сама по себе интересует далеко не всех, а дьявол — дух, хоть и падший, и действует как дух. Между тем, для человека конца времён, как видно, одного духовного действия мало: ведь и сегодня уже для большинства людей духовная сфера жизни стала чем-то абстрактным и непонятным, так, что духовную жизнь нередко путают и с религиозной, и с интеллектуальной, и даже с эмоциональной.
А если учесть, что человечество в подавляющем своём большинстве вовсе не стремится и не становится способнее к духовной жизни, можно думать, что в будущем ситуация в этом отношении лучше не станет. А потому для основной массы людей, для толпы помимо собственно духовного измерения нового культа понадобится и сугубо внешнее, в чём-то более примитивное, нечто такое, что будет понятно каждому.
Тут больше всего годятся полумагические, полушарлатанские «чудеса» и массированная пропаганда некоего нового «культа», способного, как декларируется, решить все проблемы и отдельных людей, и общества в целом. Разумеется, формы этого культа, показанные Иоанну в видении, символичны, но за символом очевидно стоит духовная реальность, некий духовный (или, точнее, квазидуховный) феномен, суть которого апостолу показана совершенно ясно, а формы в данном случае принципиального значения не имеют.
Важно лишь то, что всё внимание и все духовные силы, которые ещё останутся в это время у людей, оказываются направлены к зверю, выходящему из моря, который как бы остаётся на втором плане. Дьяволу нужно земное измерение своей активности и свои проповедники. Как видно, он находит и то, и другое. Впрочем, некоторая конкретика в видении апостола всё же просматривается. Например, агрессивный характер новой квазирелигии: всякий, не поклоняющийся образу зверя, будет убит.
Равно, как и всеобщий контроль — об этом свидетельствуют соответствующие «печати», упомянутые Иоанном, без которых нельзя будет ничего купить или продать, а значит, невозможно будет и жить в обществе. Число 666 появляется в таком контексте не случайно: в Библии оно встречается, помимо Книги Откровения, лишь однажды, в истории Соломона. Судя по описаниям, годовой бюджет Израиля во время его правления составлял как раз 666 золотых шекелей. Связь с куплей-продажей этого числа становится очевидной, так же, как и то, что в обществе, которое увидел Иоанн, контроль идеологический органично дополняется контролем финансово-экономическим.