Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Откр 13:1-10

Новозаветные книги не знают того средневекового разделения мироздания на земной мир, рай и ад, которое столь привычно нам сегодня. Книги ветхозаветные знают образ шеола — мира теней, царства мёртвых и самой смерти, который в написанных по-гречески новозаветных книгах называется обычно Аидом, а в русском переводе, соответственно, адом. Но Аиду-шеолу в его прежнем виде полагает конец приход Христа. А в новозаветных книгах мир делится на Царство и на внешнюю («кромешную») тьму.

Внешнюю, разумеется, по отношению к Царству. Царством же является весь мир: ведь Бог с самого начала создавал его именно как Своё Царство, а перестал он быть Царством потому, что в мире нашлась воля, противостоящая Богу, свободу которой Бог до времени и в известных пределах не ограничивает, уважая её выбор. Однако отдать Свой мир под власть противостоящей Ему воли полностью и навсегда Бог не хочет. Собственно, весь трагизм земного существования и весь драматизм вселенской ситуации в целом и связаны с противостоянием Бога тем, кто не хочет признать над собой Его власти. Уничтожить тех, кто Ему противостоит, для Бога не выход: Он не хочет уничтожать сотворённые Им существа, обладающие жизнью и свободой.

Но Он не хочет также, чтобы они хоть сколько-нибудь определяли судьбы Его мира. А противостоящие ему силы (будь то люди или падшие духи) как раз именно хотели бы подчинить мир себе целиком и полностью. Они хотели бы, чтобы внешняя тьма, представляющая собой своего рода изнанку мироздания, перестала быть внешней, чтобы изнанка стала лицевой стороной.

К этому стремлению и сводится весь смысл противостояния тёмных сил Богу, Который не может им этого позволить. А в конце времён противостояние достигает апогея: ведь тут решается всё, наступает время последнего противостояния, от исхода которого будет зависеть судьба всего грандиозного проекта тех, кто бросил вызов Богу. Неудивительно, что Иоанн видит выходящего из моря чудовищного зверя: море всегда было символом, помимо прочего, сил тьмы и хаоса, а морские чудовища стали в Библии олицетворением и средоточием этих сил, их выражением и воплощением.

Рана на голове зверя, «как бы исцелённая», говорит о том, что дьявол уже поражён, его торжество временное, по срокам оно совпадает со временем осквернения внешнего двора Храма из первой части книги. И это временное торжество оказывается полным, что и неудивительно: в падшем мире, поскольку он ещё остаётся падшим, торжество сил тьмы всегда неизбежно и окончательно. Вот только сам падший мир — явление временное, но изнутри него этого не видно, и у находящихся внутри возникает впечатление полной победы тьмы над светом.