Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Откр 6:1-17

Как видно, снятие каждой из семи печатей полагает начало неким духовным процессам, обозначая в каждом случае начало новой эпохи в истории мира. Но это именно духовные эпохи, смысл которых в видении выражен, как всегда, символически, так, что искать здесь описания исторических событий в собственном смысле не приходится. Каждый всадник, очевидно, и символизирует собой такую духовную эпоху, а каждая эпоха приближает нас к концу времён, к дню возвращения Мессии во славе и окончательного торжества Царства. Не случайно в описании того, что происходит после снятия шестой печати, уже ясно просматривается картина апокалипсиса, подобная той, что присутствует в рассказе Самого Спасителя Его ученикам ещё во время Его земного служения.

Тут именно конец времён, конец истории, после наступления которого Христос и должен, по собственным Его словам, вернуться во славе. А предшествует концу снятие пятой печати: тут очевидным образом просматриваются те времена последних, уже непосредственно предшествующих возвращению Мессии, гонений, о которых Сам Иисус предупреждал Своих учеников, рассказывая им о последних временах ещё во время Своего земного служения. Что же касается четырёх первых печатей, то тут речь идёт о сменяющих одна другую эпохах духовной деградации человечества.

Странно, казалось бы, говорить о деградации после прихода Христа. Но в том-то и дело, что вся история так называемого христианского мира вовсе не рассматривается в Книге Откровения как история прогресса, по крайней мере, духовного (о научном и техническом в данном случае речи нет). Впрочем, и к духовной деградации эта история тоже не сводится. Речь надо вести скорее о духовной поляризации, о выявлении, с одной стороны, тех, кто готов идти за Богом и за Христом (таких, как водится, меньшинство), а с другой — о консолидации того большинства, которому ничего такого не надо. Но общество живёт по законам большинства, а потому его духовная деградация неизбежна — таков общественный выбор. Четыре всадника и обозначают четыре эпохи такой духовной деградации.

Начинается всё блестяще: белый всадник выглядит триумфатором и символизирует собой триумф — триумф того мира и того общества, которые считают себя победителями: им ведь всё удаётся, все проблемы решаемы, пределов развитию и совершенству нет, впереди новые достижения, и всё это на благо человека. Такой триумфализм свойствен падшему миру независимо от политического строя и принятой идеологии. Но скоро оказывается, что человек — существо весьма агрессивное, и на смену высоким идеалам приходит печальная реальность, связанная с падшей человеческой природой.

Триумф оборачивается войной всех против всех. На смену белому коню приходит рыжий, эту войну символизирующий. Приходится искать возможностей для примирения, в конце концов сводящихся к балансу интересов, при котором война уступает место взаимовыгодной торговле, и тогда весы сменяют меч: наступает время чёрного, вороного коня. Тут уже нет никаких идеалов и никакого триумфализма, есть лишь выгода и трезвый взгляд на вещи, а порядок поддерживается на основании консенсуса, выгодного всем. Меч больше не в почёте: он мешает торговле.

Но духовное состояние общества от торговых успехов лучше не становится, и потому в конце концов неизбежно наступает время бледного, бесцветного коня. Коня, больше похожего на призрак. Жизнь становится всё менее реальной, всё более призрачной, всё менее насыщенной духовно, а потому всё менее живой. В конце концов сама природа становится человеку врагом: ведь он уже не образ Божий, а лишь тень самого себя. Вот тогда-то и наступает конец — не потому, что человечество находит в себе силы что-то изменить, а потому, что ждать больше нечего, и Бог вмешивается в ситуацию, прерывая естественное течение событий и ход мировой истории. Так завершается история падшего человечества.