Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Откр 1:1-8

Введение к Книге Откровения (а первые восемь стихов первой главы книги представляют собой не просто обращение к читателю, но именно своего рода введение) сразу же говорит нам о Христе. Оно и неудивительно: ведь именно Он и есть главное действующее лицо Книги, хотя рассказано в ней о многом и о многих. Такой христоцентризм вполне понятен: речь ведь идёт об откровении, полученном в христианскую эпоху.

Теперь Христос оказывается главным действующим лицом любого духовного процесса, независимо от того, осознают ли этот факт остальные его участники. Но Иоанн, разумеется, осознаёт и хочет донести его до своих читателей. И слова «альфа и омега, первый и последний, начало и конец» тут можно считать ключевыми.

Не только в контексте традиционной христологии, в основе которой — столь же традиционная концепция боговоплощения, но и в контексте космологическом и сотериологическом. Проще говоря, в том, что касается мира и его спасения. И дело тут не в том, что во Христе воплощается то Слово, Которое вначале — хотя Оно в Нём действительно воплощается. Дело в том, что мир существует вокруг Мессии — с самого сотворения. Не случайно же ещё до прихода Христа верующие евреи были убеждены: Мессия был задуман Богом ещё до сотворения мира, мир существует ради Него.

Таким видит Христа и Иоанн: Он для него «начало и конец» не только потому, что несёт в Себе всю Божью полноту, но и потому, что ради Него и Им мир сотворён и в Нём же находит своё завершение и полноту — всю, какая доступна творению. Причём центром мироздания и смыслом творения Он является всегда, а не только после Своего рождения на земле.

Но теперь, когда Он прошёл Свой земной путь и завершил Своё земное служение, скрытое прежде становится видимым: теперь Его место в мире перестаёт быть тайной, потому, что и Его Царство больше не отделено от мира преградой, которой было отделено прежде, до Его прихода. Теперь мир становится Царством — или, вернее, Царство входит в мир, преображая его. И вся Книга Откровения, как и само полученное апостолом откровение — о наступающем Царстве. В центре которого — «первый и последний, начало и конец» — Тот, Кто принёс Царство в мир.