Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 12:5-13

Вопрос о сроках мессианских событий всегда был очень актуален. И практически никогда на него не было ответа. Так что же: Божий план ещё не продуман до конца? Бог ещё не определился со сроками? Едва ли: ведь для Него понятие срока вообще относительно. Оно имеет смысл лишь до тех пор, пока речь идёт о времени, а не о вечности, где пребывает Бог.

В этом смысле Божий срок может наступить в любой момент, он не ограничен логикой развития событий в том времени, в котором живём мы. Но есть другая логика, логика духовного становления как отдельных людей и народов, так и народа Божьего. Конечно, с точки зрения вечности и тут всё относительно. Но в данном случае относительность связана с выбором человека, с конкретными людьми, к которым Бог обращается и от которых ждёт ответа.

Кто-то очистится, а кто-то выберет путь нечестия. И то, и другое требует времени и связано с причинно-следственными цепочками, определяющими существование тварного мира. Потому и Бог их учитывает, Он как бы добровольно ограничивает Себя теми рамками, которыми ограничено Его творение, когда с этим творением взаимодействует. Человек же, как известно, в отличие от Бога существо весьма изменчивое. А потому изменчивыми оказываются и сроки, связанные с человеком и его жизнью. Но иногда всё же бывает и так, что какие-то сроки указать можно.

Упомянуты же в Книге Даниила «время, времена и полувремя», конкретный срок в три с половиной года (под «временем» тут имеется в виду год, а слово «времена» в оригинале стоит в двойственном числе, обозначая срок в два года). Такое обычно бывает возможно тогда, когда прежде сделанный выбор (и скорее всего, не один) уже в достаточной мере определил дальнейшее развитие событий в тварном мире. Бог ведь вмешивается тогда, когда Его вмешательство наиболее отвечает Его замыслу с учётом выбора, сделанного людьми.

А то или иное развитие событий — лишь внешняя канва, своего рода результирующая взаимодействия многих воль, помимо Божьей, определивших развитие внешних событий. И вот когда точка вмешательства Бога в события определяется в пространстве и во времени, о ней в принципе можно сообщить кому-то из людей, если Бог захочет это сделать. Так и появляются сроки в Книге Даниила — не прихода Мессии, а окончания тех «мессианских бедствий», с которыми связывалось осквернение Иерусалимского Храма.