Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 10:10-21

В Книге Даниила, в видениях её героя, появляются загадочные фигуры — те, кого называют в Синодальном переводе «князьями» (разумеется, не земными) великих империй древнего мира, которые борются друг с другом так же, как борются между собой и сами эти империи. Что это? Персонификация государства и государственности?

Не похоже: ведь речь идёт всё же о видении, где при всём символизме чистым аллегориям вроде знаменитой просопопеи (той самой персонификации нередко достаточно абстрактных понятий) места обычно не бывает. Древние верили, что у каждой нации и у каждого государства (равно, впрочем, как и у каждого племени и даже у каждого рода) были свои духи-покровители. Были они и у отдельных людей: образ ангела-хранителя, христианами нередко воспринимаемый как сугубо христианский, в сущности, был известен человечеству задолго до прихода Христа.

И если государства (равно, как роды, племена и даже отдельные люди) воевали между собой, вместе с ними воевали и их духи-покровители. Но такой взгляд мало совместим с яхвизмом, да и с любой другой монотеистической традицией тоже, хотя в массовом яхвистском религиозном сознании, особенно в допленный период, Яхве как бог-покровитель Израиля не очень отличался от богов-покровителей соседних народов. И всё же свой дух-покровитель действительно может быть у каждого народа так же, как может он быть у каждого человека.

Если, конечно, не считать, что посланный Богом отдельному ли человеку или целому народу ангел нужен лишь для того, чтобы удовлетворять все желания и прихоти этого человека или этого народа. Но речь, очевидно, идёт всё же о другом: о тех задачах, которые стоят перед тем или иным народом. Ведь любое государство, любая великая империя — лишь внешняя оболочка, внешняя форма существования той или ной нации как духовного, психологического и культурно-языкового единства. Как единого тела — духовного и природно-исторического.

Природно-исторического потому, что природа нации проявляется и раскрывается в её истории так же, как раскрывается природа человека в его биографии. И, как во всякой жизни — будь то отдельного человека, будь то целого народа, — в жизни любой нации может превалировать или природная составляющая, или составляющая духовная. Но — опять же, как и всякая жизнь — история любого народа, любой нации раньше или позже приходит к концу. Так же, как раньше или позже приходит к концу земная жизнь всякого человека.

И вот тут — в определении путей и сроков — ангелы-покровители вполне могут поучаствовать. Не воюя друг с другом, конечно, но приводя аргументы «за» или «против» продолжения исторического существования того или иного народа или государства. Ведь для Бога ценен и каждый человек в его конкретной жизни, и каждый народ в его конкретной истории. Хотя примат, безусловно, за человеком. Но и судьба народов взвешивается Богом на Своих весах так же тщательно, как судьба отдельных людей — что и было показано Даниилу.