Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 8:15-27

Смысл видения, показанного автору Книги Даниила, по сути совершенно прозрачен. Но от этого он не становится менее значимым. В самом деле: перед нами апокалиптика в подлинном своём смысле, не такая, о которой чаще всего мы говорим сегодня, а библейская. Для нас сегодня апокалипсис обычно означает конец времён, всемирную или даже вселенскую катастрофу, словом, то, что обозначают обычно ёмким выражением «конец света».

Между тем, в библейском смысле апокалипсис — не конец света, а конец тьмы. Точнее, конец власти тёмных сил над миром. Но апокалипсис — не одномоментный акт, а процесс. Процесс исторический и в то же время метаисторический.

Исторический потому, что он не просто существует внутри мировой истории — он эту историю определяет. В самом деле: мир ведь изначально и был задуман как Божье Царство, в первый день творения он весь был пронизан светом — светом Божьего присутствия, определяющим его существование. И лишь впоследствии, после духовной катастрофы, известной нам и упомянутой в Библии как падение дьявола, он стал таким, каким мы его знаем: разделённым и подвластным хаосу.

С падением человека хаос этот ворвался и в человеческий мир — Эдемский сад исчез, уступив место той реальности, которая так хорошо знакома каждому из нас с рождения. Но ведь для Бога Его мир всегда оставался Царством. И Он всегда хотел восстановить полноту и цельность созданного Им мироздания. Ради этой цели и существует теперь мир — по крайней мере, с точки зрения Бога. А значит, все процессы в нём, включая всемирную историю, имеют лишь один смысл: возвращение к полноте мироздания, восстановление его целостности.

Но тогда история человечества только и может существовать в апокалиптической перспективе. Она лишь тогда имеет смысл, когда оказывается конечной. И речь в данном случае надо вести не о конце как о естественном завершении процесса, а о его прерывании. Естественным образом история человечества если и может завершиться, то лишь его постепенным угасанием от каких-нибудь естественных или социальных причин (или от комплекса таких причин — сути дела это не меняет).

Что само по себе отнюдь не исключает возможности появления или на планете Земля, или где-нибудь ещё другого человечества, путь которого в падшем мире вряд ли будет существенно отличаться от пути человечества нынешнего. А его преображение и обновление возможно лишь в том случае, если в естественное течение истории вмешается Бог, вмешается непосредственно, прервав дурную бесконечность падшего мира. Апокалипсис — не завершение истории, а её разрыв. И через этот разрыв в мир, отделённый от полноты Божьего мироздания, входит Царство, приобщающее его к полноте. Начинается новая жизнь с Богом, Который, по слову Библии, «вовеки тот же».