Мысли вслух на Дан 2:1-49

Книга Даниила — в первую очередь апокалиптическая, а пророческая лишь в известной степени. Не случайно в иудейском каноне она даже не входит в число пророческих, в отличие от канона христианского, что и неудивительно: слишком часто Сам Иисус называет Себя Сыном Человеческим, имея в виду как раз соответствующий образ Книги Даниила. Даниил Книги имеет мало общего с Даниилом — героем еврейского эпоса, мельком упомянутого в некоторых пророческих книгах.
Даниил Книги — мистик и визионер, прообразом которого, вероятно, стал некий совершенно реальный человек, живший во времена Маккавеев. Но визионеры-апокалиптики нередко влагали свои откровения в уста древних, как бы дистанцируясь от того, что им открывалось. Даниил Книги — визионер, получающий свои откровения во сне или (вероятнее) в состоянии тонкого сна, пограничного между сном и бодрствованием, когда сознание человека особенно восприимчиво к духовным воздействиям.
Кроме того, Даниил, подобно Иакову и Иосифу, обладает даром истолкования сновидений. Такого плана люди в эпоху Маккавейских войн, в эпоху религиозного возбуждения и интенсивных мессианских ожиданий, были не редки. Смысл же сновидения, открытого, вероятно, самому автору и приписанного им уже легендарному во времена написания книги Навуходоносору, достаточно прозрачен. Речь идёт о своеобразной яхвистской апокалиптической историософии, в центре которой — Мессианское Царство, а вокруг него вращается вся мировая история.
Конечно, царство в данном случае не просто государство или великая империя, это скорее то, что сегодня мы назвали бы цивилизацией в том смысле, в каком говорят, например, о великих цивилизациях древности. И тогда картина истории становится совершенно прозрачной: великие цивилизации проходят по земле, сменяя одна другую, и это вполне закономерно — таков план Божий. А в конце времён, когда история завершится, им на смену придёт новое, последнее, Мессианское Царство, с одной стороны, завершающее историю, а с другой — принадлежащее уже метаистории, иному порядку вещей, который настанет с приходом Мессии.