Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Плач 4:1-22

Покаяние не сводится к одному лишь обращению, хотя обращение к Богу с просьбой вмешаться в ситуацию и является его духовной основой. Однако не менее важным элементом покаяния является осознание того греха, который привёл к сложившейся ситуации. Так, как автор книги, к примеру, осознаёт, что плен — следствие тех преступлений, которые были совершены задолго до плена, в частности, упомянутого в книге убийства праведников.

Возможно, тут имеются в иду гонения, обрушившиеся на последователей Исайи Иерусалимского, а может быть, и на самого пророка во время правления Манассии. Тогда священническая верхушка действительно активно участвовала в преследовании этих людей, и многие из них были казнены или просто убиты без суда.

И никто до плена не осмыслил имевшие тогда место гонения и кровопролитие как преступление, никто не осознал их как грех, в котором нужно раскаяться. Конечно, невозможно раскаяться в грехе, которого не совершил сам, в этом смысле потомки не могут раскаяться перед Богом за грехи своих предков — и Бог от них ничего такого не ждёт. Но вот осмыслить, что произошло, и осознать произошедшее как грех необходимо абсолютно, даже если речь идёт о поколениях, к событиям непричастных. Между тем, никто в Иерусалиме в предпленные времена всерьёз не думал о тех гонениях.

Они казались уже чем-то давно прошедшим, и на них смотрели просто как на часть национальной истории, и даже массовое обращение во время правления Иосии не привело к осознанию гонений Манассии как греха и преступления. Жить с неосознанным грехом не значит непременно его повторить, но это значит неизбежно совершить новые грехи, ничуть не лучшие прежних. Так и случилось во времена правления последних царей Иудеи: на смену религиозному подъёму времён Иосии пришло массовое отступничество и национальная гордыня.

Подавляющее большинство было уверено в избранности народа, к которому принадлежало, в том, что Бог защитит Свой Храм, в том, что Иерусалим — священный город, в который никакой враг не войдёт, и в том, что народ Божий непобедим по определению. Неудивительно, что кончилось всё это национальной катастрофой, духовной и военно-политической. Бог ведь не наказывает за грех — Он просто отходит в сторону там и тогда, где и когда грех, который люди избирают добровольно, уже не оставляет Ему места. А наказанием становятся последствия совершаемого греха — их обычно оказывается более, чем достаточно.