Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Плач 3:34-66

Покаяние начинается с признания полного и абсолютного суверенитета Бога над Своим творением. Потому и говорит автор книги, что от Бога исходит не только добро, но и зло. И дело тут не в том, что Бог является источником зла — будь оно так, Бог Библии ничем не отличался бы от некоторых двуликих божеств языческого мира, от которых тоже можно было ожидать и хорошего, и плохого. Дело в том, что Бог является источником всякого вообще бытия.

И речь идёт не об эманации, не о том, что мир каким-то таинственным образом «изливается» из Божьих глубин, а о Божьей воле, без которой невозможно никакое бытие — ни Самого Бога, ни какого бы то ни было из Его творений. То, что в определённых случаях бытие некоторых из Его творений искажается и извращается, не отменяет того факта, что все они остаются Его творениями. А если так, то Бог, разумеется, и знает о том, каким образом существует не только Он Сам, но и каждое из Его творений. То, о чём Бог не знает, не существует вообще. Но когда дело касается духовных существ, даже тварных, существ, обладающих свободой воли, которой наделяет их Творец, оказывается, что качество их бытия не всегда определяется Божьей волей.

Этим тварным существам для того и дана собственная воля, пусть и не абсолютная, как у их Творца, чтобы они могли самостоятельно определить, каким будет их бытие. А определив, осознать своё собственное существование и взять ответственность за него на себя. Есть тут, конечно, и обратная сторона медали: всякий, обладающий реальной свободой воли, может противопоставить свою волю Божьей, а значит, противостать Богу.

В таком случае Бог определяет лишь бытие таких восставших против Него существ, но не качество их бытия — оно определяется фактом их противостояния Богу. Так происходит и с человеком после грехопадения: бытие каждого человека определяется Божьей волей, а вот качество этого бытия зависит от самого человека, от его отношений с Богом. Потому и последствия совершённых человеком грехов и связанного с ними зла нельзя приписывать Богу: зло от Бога лишь постольку, поскольку даже злые люди существуют не без Его ведома. Однако конкретные ситуации определяются человеческой волей, а Бог входит в них постольку, поскольку этого хотят сами люди.

Потому-то в основе покаяния и лежит обращение к Богу — не с тем, чтобы Он перестал творить зло, которого Бог не творит, а с тем, чтобы Он вошёл в жизнь человека или целого народа и положил предел тому злу, которое натворили без Него. Просьба о таком вмешательстве Бога и есть то самое обращение, без которого о покаянии говорить не приходится — ведь одного лишь раскаяния и сожаления о совершённых грехах тут недостаточно.