Мысли вслух на Плач 3:1-33

Покаяние было единственно возможным путём выхода из того положения, в котором оказался народ во времена плена. Но покаяние невозможно без принятия ситуации такой, какая она есть, без осознания её абсолютной и несомненной реальности. Именно в таком смысле нередко звучит в ветхозаветных книгах утверждение, что от Бога исходит как добро, так и зло. Дело тут, конечно, не в том, что зло исходит от Бога.
Дело в том, что Бог не может не знать о зле, происходящем в мире. Но, помимо Божьей воли, есть и Божье попущение — то, чему Бог позволяет быть, не вмешиваясь в ситуацию и предоставляя свободу тем, кто хочет обойтись и действительно обходится без Него, иногда лаже пытаясь Ему противостать. Но разница между тем, о чём Бог знает, и тем, в чём Он непосредственно участвует, достаточно велика. Человеку же в практическом плане чрезвычайно важно осознавать, оказался ли он в ситуации прямого Божьего действия или в состоянии попущения, где Божья воля прямо не проявляется.
Важно именно в практическом плане: ведь в человеческой жизни ситуация Божьего попущения чаще всего бывает связана с человеческой греховностью, она складывается там, где человек не хочет следовать Божьему плану или прямо нарушает данные Богом заповеди. Если человек в такой ситуации решит, что зло, с которым он сталкивается, есть следствие Божьего действия, что оно — часть Божьего плана, что тут Божья воля, а не Божье попущение, человек неизбежно обвинит во всём Бога, и тогда никакого покаяния не будет.
Но если, с другой стороны, человек не примет ситуацию зла как закономерную, сочтёт её недоразумением, которое скоро разрешится потому, что от Бога зла ожидать не приходится, покаяния тоже не будет. Оно возможно лишь тогда, когда человек осознаёт ситуацию совещающегося зла как абсолютно реальную и закономерную, а не случайную, в то же время осознавая и то, что в ней повинны люди, а не Бог. Только тогда становится возможным покаяние: ведь оно невозможно без осознания самого факта греха и его причин.