Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Гал 4:1-10

Павел сравнивает состояние человека, следующего Торе, с положением домашнего раба, который может быть усыновлён и который в таком случае получает те же права, что и родные сыновья хозяина. Такая практика была известна в еврейском обществе, где домашний раб был фактически младшим членом семьи и отличался от домочадца лишь тем, что в юридическом смысле, в смысле своих прав в доме, он как бы никогда не взрослел, на всю жизнь оставаясь младшим, а значит, неравноправным, членом большой семьи. Человек, следующий Торе, оказывается в доме небесного Отца примерно в таком же положении, просто потому, что Тора не может дать ему большего.

Тора определяет ответственность человека перед Богом, не предоставляя ему никаких прав — ведь прав у человека перед Богом не может быть по определению. Человек просто оказывается в полной власти Бога, независимо от того, осознаёт он этот факт, или нет. Тора позволяет человеку осознать очевидное и в перспективе получить свободу и полноту жизни. Но не в смысле только осознания своей ответственности — иначе свобода оказалась бы всего лишь осознанной и принятой как неизбежность необходимости.

Осознание человеком своей ответственности — лишь первый необходимый шаг, позволяющий выстроить с Богом осознанные отношения как со своим небесным Отцом. В процессе такого духовного роста Тора постепенно перестаёт быть для человека юридическим или моральным кодексом и становится внутренним императивом, внутренней Торой, определяющей его жизнь уже не извне, а изнутри. Но пока грех хоть сколько-нибудь властен над человеком, полностью довериться Богу, как сын (в нормальном случае) доверяет отцу, человек не может.

Бог Сам должен сделать решающий шаг навстречу человеку с тем, чтобы избавить его от власти греха, и тогда человек сможет стать живой Торой, тогда в его жизни не останется ничего, кроме того, что определяет его отношения с Богом, придавая им форму и качество — так, что Тора как нечто отдельное от самого человека перестаёт существовать, даже в качестве внутреннего императива. Именно этот шаг навстречу людям Бог и делает во Христе — и потому возвращение к Торе как к моральному кодексу или как к системе религиозных предписаний для христианина является безусловным шагом назад, от сыновства к рабству, о чём и предупреждает апостол адресатов своего послания.