Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Иов 36:1-33

Продолжая свою речь, обращённую к Иову, Элиу прибегает к аргументу, который уже звучал из уст друзей Иова. Хотя, возможно, не так явно, как он прозвучал в устах Элиу. Смысл аргумента в том, что всякое страдание — непременно наказание за какой-нибудь грех. По-другому у Бога не бывает, и, если человек страдает от чего-нибудь, будь то болезнь, несчастье или стихийное бедствие, значит, он согрешил и должен раскаяться. Жаловаться на своё страдание как на нечто несправедливое и незаслуженное означает отвергать Бога и Его суд. В таком суждении Элиу нет ничего странного. Он ведь и раньше говорил Иову, что требовать какой-то личной встречи с Богом, настаивать на суде и оправдывать себя — признак нечестия.

Элиу уверен: Богу не надо встречаться с человеком лицом к лицу, чтобы узнать его, и Свой суд Бог может вынести без такой встречи, заочно. И если человек страдает, значит, суд уже состоялся, приговор вынесен; требовать у Бога ещё чего-то означает лишь демонстрировать собственное нечестие. Элиу произносит яркую речь, смысл которой сводится к тому, что Бог всё знает лучше и человеку остаётся лишь принять Его определения, в том числе и относительно самого себя.

Тогда всё у человека будет хорошо, и его страдания после раскаяния уйдут в прошлое. А иначе будет лишь хуже. Такой взгляд Элиу на Бога и на человека во многом объясняется тем, что он харизмат. Харизматический опыт не всегда открывает человеку полноту личного богообщения. Зачастую случается так, что лицом к лицу такой харизмат с Богом не встречается. Бог нередко открывается такому человеку как безличная сила, как Божье дыхание, за которым не каждый различит присутствие Божьей воли. А без осознания Божьей воли как реальности собственной жизни ни о каком полноценном богообщении говорить не приходится.

В этом случае человек вполне может почувствовать себя всего лишь игрушкой в руках силы, намного его превосходящей, с которой не может быть речи ни о какой встрече и ни о каком личном общении. Если человек воспринимает Бога таким, то он, естественно, будет видеть Его руку в каждой конкретной ситуации и Его определение в каждом случающемся с человеком несчастье. Совершенно реальной разницы между волей Бога и Его попущением такой человек не сможет увидеть в принципе, пока не встретит Самого Бога не как силу или дыхание, а как Личность с собственной волей. Но Элиу, по-видимому, такой опыт неизвестен, и поэтому он не может понять Иова.