Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Зах 8:7-17

Захария, как и некоторые другие пророки, отмечает, что в разные периоды еврейской истории Бог как бы поворачивается к Своему народу то одной, то другой Своей стороной. На первый взгляд, это может даже показаться несколько странным: ведь те же пророки много раз говорили, что Бог не человек, что, в отличие от человека, Он не меняет Своих замыслов и планов, оставаясь верным однажды заключённому союзу-завету. И всё же дело обстоит не так просто. В Библии немало написано о наказаниях Божиих, которые обрушиваются на народ из-за отступничества и других грехов. Нередко при этом говорится о том, что Бог «отворачивается» от грешников и отступников или «забывает» их. А после обращения и раскаяния Он «вспоминает» о Своём народе и вновь поворачивается к нему лицом. Что это: красивая метафора? Или, может быть, нечто большее? Бог, конечно, никого и ничего не забывает. Но ведь Он — самая настоящая, живая Личность, Его, как и нас, одно радует, другое печалит, на одно Он смотрит с удовольствием, на другое — с отвращением. И пусть Ему не свойственны наши чувства; но воля-то у Него есть, в этом мы с Ним похожи. И если что-то Ему не нравится, если на кого-то или на что-то Он не хочет смотреть, фокус Его внимания, а значит, и Его промысла неизбежно смещается с того или с тех, кто или что Ему противно. И тогда народ Божий, по сути, перестаёт быть народом Божиим, перестаёт актуально, на тот конкретный момент, когда Бог от него отворачивается. И предаётся воле ветра и волн истории, которые и народам куда более многочисленным и сильным порой оказываются не по силам. Но всё обратимо: раскаяние и обращение вновь восстанавливают нормальные отношения между Богом и Его народом. И начинается период нового расцвета.