Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Иов 16:1-17:16

В ответ на речи своих друзей Иов обращается к Богу. Он понимает, что от друзей он больше ничего нового не услышит. Так же, как понимает и то, что ни о какой поддержке с их стороны речи идти не может. Он укоряет друзей: если бы вы оказались на моём месте, а я вот так же вас утешал бы, каково бы вам было? Но, с другой стороны, Иов понимает: его дело — не человеческое. Оно не вмещается в рамки обычной человеческой религиозности. Его может разрешить лишь Сам Бог. И Иов рвётся к Богу. У него одно желание: поговорить с Богом лицом к лицу так же, как человек может поговорить с другим человеком. Осуществить то самое, что его друзьям кажется чем-то совершенно невозможным и даже кощунственным.

Но для Иова это единственный шанс: если Бог явит ему не только Свою силу, но и Своё лицо, тогда в его жизни может появиться какой-то смысл. На религиозных путях Иову смысла уже не найти. Все традиционные ответы он уже знает, но ему эти традиционные ответы ничем помочь не могут. Ситуация экстраординарная. Вот только друзья Иова никак не могут этого понять. Или, вернее, не хотят. Им бы очень хотелось, чтобы всё снова стало, как было, и им бы не пришлось ничего пересматривать в своей собственной жизни и в своей религиозности. Отсюда неизбывное желание всех троих друзей превратить, по словам Иова, ночь в день.

Иову-то очевидно, что прежняя жизнь рухнула, отошла в прошлое безвозвратно. Что его не вылечить. Что ему нужно не лечение, а воскресение, полное обновление всей жизни. Иов уже начинает это чувствовать. Он уже понимает, что ему сейчас одна дорога — в шеол, и если Бог сможет показать ему другую, то лишь чудом, таким чудом, о котором друзья Иова и не помышляют. Ночь может обратиться для Иова в день, если Бог захочет. Друзья же Иова хотят убедить его, что никакой ночи вовсе нет, а Иов просто попал в тень по жизни. Наступила, так сказать, чёрная полоса, но ничего: скоро она сменится белой. Тень исчезнет. Ночь обратится в день.

Главное — терпение и доверие к Богу. Вот эти слова о терпении и доверии больше всего выводят Иова из себя. Потому, что говорятся людьми, которые никогда не переживали ничего подобного тому, что переживает теперь Иов. Когда у человека впереди шеол, остающимся лучше было бы просто помолчать, а не подбадривать сходящего туда бодрыми общими фразами и религиозными нравоучениями. Но этого друзья Иова понять не могут, а Иов не может понять, почему до них никак не доходят столь очевидные вещи.