Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Иез 36:1-38

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме союза-завета и его значения в судьбе народа Божия. И прежде всего в глаза бросается неадекватность человеческой оценки происходящих событий: ведь и отдельные люди, и целые народы оценивают происходящее через призму своих собственных, преходящих интересов, и потому принимают временное за неизменное, считая, что установившийся порядок вещей навсегда останется таким, каким он стал. Так и соседи Иудеи восприняли её разгром как нечто не только закономерное и желательное для себя, но и окончательное. Между тем, у Бога Свои планы и относительно Иудеи, и относительно её соседей, о которых ни победители, ни побеждённые пока ещё даже не подозревают (ст. 2 – 15). Но планы эти менее всего основываются на эгоистических интересах отдельных племён и народов. Во главу угла Бог ставит Свой план, и здесь Его народ выходит на первое место. Но отнюдь не потому, что он превосходит всех своими духовными или нравственными качествами: в этом отношении ситуация в Иудее во времена Иезекииля, как, впрочем, и раньше, была весьма печальной, что и привело народ к катастрофе (ст. 17 – 19). Народ Божий стал частью грандиозного плана Божия по спасению человечества и преображению всего творения, и план этот не должен и не может остаться неосуществлённым. Поэтому Бог Сам делает то, чего не в состоянии сделать Его народ. Если бы еврейская история завершилась пленом и последующей ассимиляцией, это стало бы антисвидетельством, которого Бог допустить не мог (ст. 20 – 21). Но антисвидетельством была и та жизнь, которую вёл народ до плена на земле отцов (ст. 17 – 19), ведь жизнь его ничем не отличалась от жизни окружающих Израиль народов, кроме некоторых религиозных атрибутов. Для подлинного свидетельства нужен новый народ, но обновить человека может лишь Сам Бог, и Он готов сделать это со Своим народом, если только Его народ согласится на такое обновление своей жизни (ст. 22 – 32). Никакой заслуги народа тут, как видно, нет, и праведность оказывается не заслугой, а даром Божиим: ведь никто сам не может добыть себе новое сердце, которое можно лишь получить от Бога (ст. 26 – 27). Получить даром. В ответ на одно лишь согласие стать участником осуществления великого замысла Божия о мире и о самом себе.