Мысли вслух на Сир 29:26

Призыв мудреца быть довольным как малым, так и многим не оригинален: он встречается в самых разных древних текстах и в самых разных философских и религиозных учениях. Это, можно сказать, общее место древней (да и не только древней) мудрости. Почему же Иисус считает необходимым напомнить о ней своим читателям?
С одной стороны, помнить об этом важно с точки зрения аскетической. Мы под аскезой понимаем чаще всего то, что называется обычно «умерщвлением плоти»; в библейском смысле аскеза — это внутреннее выстраивание себя, своей личности и своей жизни. Для такого выстраивания необходим прочный духовный стержень, а он не может быть прочным, если наше внутреннее состояние и отношение к миру зависит от внешних обстоятельств, например, от имущественного положения. Если человек, обеднев, считает, что его жизнь кончена, это означает, что он не имеет понятия о подлинной духовной жизни.
С другой стороны, спокойное отношение к бедности и к богатству само по себе является индикатором духовного состояния человека. Оно указывает на ту систему ценностей и приоритетов, которой человек руководствуется в своей жизни. Евангельская истина «где сокровище, там и сердце» была известна и до прихода Спасителя. Если душевное состояние человека определяется его материальным положением, это означает только одно: именно материальное положение и является для него целью и смыслом жизни.
Тогда о пути праведности придётся забыть, не потому, что богатство и праведность несовместимы в принципе, а потому, что праведность для того, кто хочет следовать этим путём, всегда может быть только на первом месте, и ни на каком другом. Наличие или отсутствие богатства само по себе тут ничего не меняет, а вот расстановка приоритетов важна абсолютно.
Потому и говорит Спаситель, что богатому трудно войти в Царство. Трудно не означает невозможно, богатство само по себе может и не быть грехом (хотя нажить и сохранить его без нарушения заповеди Божией порой очень непросто), но чем оно значительнее, тем больше шанс, что богатство заслонит собой для человека в его жизни всё остальное, в том числе и Тору, и путь праведности, и самое Царство. Бороться с этим тем труднее, чем богаче человек; об этой трудности и говорит Христос.
Но если всё же человеку удаётся преодолеть соблазн, связанный с обладанием богатством, Царство, как и путь праведности, будут для него открыты так же, как для любого другого. Однако тогда богатство перестанет быть для него ценностью само по себе: оно станет лишь средством на пути праведности, ведущем в Царство. И утрата богатства не станет для такого человека катастрофой: ведь на этом пути есть и другие средства, которые Бог укажет тому, кто хочет по нему идти.