Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на Сир 13:12

Читатели Михаила Булгакова, наверное, помнят слова одного из героев его романа «Мастер и Маргарита»: «Никогда ни о чем не просите! Тем более у того, кто сильнее вас. Сами придут и всё дадут». Трудно сказать, вспоминал ли писатель Книгу Иисуса, сына Сирахова, когда писал эти строки, но факт остаётся фактом мысль булгаковского героя совпала с мыслями библейского мудреца.

Что же имеет в виду автор библейского афоризма? Почему от приглашения сильных мира сего лучше отказываться? Что это: поза или позиция? Если первое, то второго приглашения можно и не дождаться: фальшь раньше или позже становится видимой, и она не впечатляет. Иное дело позиция: тут, по крайней мере, есть, что уважать, если, конечно, человек, её избравший, остаётся последовательным. Хотя, конечно, внимания заслуживает не всякая позиция, а позиция человека сильного.

Сила, разумеется, тоже бывает разной. У человека сильного уважение вызывает только сила. Но сила мира сего, так хорошо знакомая тем, кто ею обладает, как правило, их не впечатляет. Сильные мира сего готовы считаться с подобными себе постольку, поскольку это необходимо, но на всякого, кто хочет как бы то ни было воспользоваться их силой, не имея своей, они смотрят свысока.

Человек, обращающийся к ним с просьбой, или человек, слишком поспешно откликающийся на их приглашение, для них, как правило, является просителем, а значит, заведомо слабым по сравнению с ними самими игроком. Ещё меньше уважают сильные мира сего тех, кто готов блефовать, делая вид, что не нуждается в том, к кому обращается с просьбой.

Иное дело — подлинная независимость. В положении просителя обращающийся к сильному выглядит заведомо слабее того, к кому обращается, такой проситель сильному, как правило, не интересен. Интереснее тот, кто, оказавшись рядом, не просит ничего, хотя и сильным мира сего его не назовёшь. Для человека, не знающего иной силы, кроме силы мира сего, такой ничего у него не просящий сосед — настоящая загадка.

Если когда-нибудь он всерьёз захочет её разгадать, он непременно позовёт загадочного соседа к себе в гости. И немедленно разочаруется, если увидит в нём лишь поспешно откликнувшегося на приглашение просителя. По-настоящему интересным может быть лишь общение с тем, в ком видишь равного себе. Для этого сильному мира сего нужно увидеть в приглашённом другую силу, о которой прежде он не задумывался. Приглашённому же надо сделать всё, чтобы приглашающий мог её увидеть.