Мысли вслух на Вар 4:20

Что имеет в виду пророк, говоря, что он «снял с себя одежду мира»? По смыслу соответствующего греческого слова, речь идёт о той одежде, которую он носил обычно, в дни благополучия. Такое словоупотребление отражает особенности не греческого, а иврита или арамейского, где понятия «мира» и «благополучия» предаются одним и тем же словом. Конечно, предстояние Богу — всегда событие в жизни человека. Но бывают, как видно, особые случаи, когда оно становится вопросом жизни и смерти. Такое случается во времена стихийных бедствий или социальных катаклизмов. И дело тут не только в том, что в такие времена сохранить доверие к Богу труднее, чем в дни благополучия. Дело ещё и в том, что человек, Богу доверяющий, как правило, не может не понимать, что происходящее не случайно, что Бог, попускающий катастрофу, попускает её не просто так. Попытка обращения к Богу с тем, чтобы изменить ситуацию, в этом случае напоминает попытку добиться от разгневанного царя отменить наказание, которое тот считает вполне заслуженным. Конечно, Бог всё же отличается в этом отношении от царя, и прежде всего тем, что Сам Он не стремится кому бы то ни было осложнить жизнь. Всё наказание в таком случае сводится, по сути, к невмешательству Бога в складывающуюся ситуацию: с наказанием (далеко, впрочем, не всегда справедливым) хорошо справляются сами люди, демонстрируя изобретательность, которая едва ли радует их Творца. Но ведь и для такого невмешательства у Бога, очевидно, есть все основания, если уж Он занимает такую позицию. И человек, обращающийся к Нему с просьбой о вмешательстве, тем самым берёт на себя ответственность за тех, за кого просит. Он как бы ручается за тех, относительно кого просит о заступничестве, обещает за них Богу, что они изменятся, изменятся настолько, что больше Он не будет в гневе отворачиваться при взгляде на их жизнь и их поступки. Такой шаг требует доверия и решимости. И веры в тех, за кого просишь.