Мысли вслух. Новость дня.

Мысли вслух на 3 Цар 9:3

В древности на храмы смотрели, как на жилища богов в буквальном смысле этого слова. Боги язычников жили в своих храмах так же, как люди жили в своих домах. Ничего странного в этом не было: ведь языческие боги не были ни вездесущими, ни всемогущими, хотя все они, разумеется, были сильнее человека, отличаясь от людей, кроме всего прочего, ещё и бессмертием. Но они так же, как люди, не могли противостоять судьбе, направлявшей всё и вся, силе слепой и безличной. Павел не случайно называет в одном из своих посланий языческих богов «даймонами», тварными духами. Будучи ограничены во времени и в пространстве, они могли бы и иметь на земле постоянное место обитания, подобно людям, если бы, конечно, захотели этого. Но как мог обитать где бы то ни было на земле Бог Израиля, сотворивший небо и землю? Если бы речь шла о пребывании Его на земле, в каком бы то ни было храме в том же смысле, в каком говорится о пребывании в своих храмах языческих богов, сама мысль о таком пребывании была бы абсурдной. Но Бог, как видно, говорит Соломону о другом. Он говорит о пребывании в построенном Соломоном Храме Своего имени. А со священными именами, с практикой их призывания связывалось богообщение, храмовая литургическая практика, без такого призывания было невозможно никакое жертвоприношение. И Бог отвечал на зов человека, освящая Храм Своим присутствием. Это, конечно, не означало, что в Храме вмещалась вся полнота Божия. Но божественная воля, фокус Его внимания, то, что имеет в виду Бог, говоря о Своих «глазах и сердце», устанавливали между Ним и обращающимися к Нему людьми невидимую, но совершенно реальную связь, которая так же реально меняла этих людей, так же, как меняла она всё, что попадало в сферу её досягаемости. И тогда оказывалось, что совершенно непостижимым образом Бог и человек действительно встречались в Храме лицом к лицу. И Бог не символически, не аллегорически, а абсолютно реально присутствовал там. Присутствовал ради тех людей, любовь к которым сделала в конце концов возможным и рождение Мессии, и наступление Царства, прообразом которого в дохристианский период было священное пространство Скинии и Храма, освящённое Богом место Его встречи со Своими верными.