Мысли вслух на Мк 10:11-16

Еврейские обычаи требуют раздельного обучения детей и взрослых. В принципе, здесь нет ничего удивительного: большинство педагогических систем требует такого разделения, оно вполне объяснимо и целесообразно. Апостолы же считали Иисуса своим Учителем, Учителем, Который научит их, как жить в Царстве, что для такой жизни необходимо, а чего, наоборот, следует избегать. И, конечно, детям в такой серьёзной школе, по их мнению, было не место. А Иисус между тем ставит на первое место именно детей, говоря, что Царство принадлежит, прежде всего, им. Что это: картина мира, где все привычные нам законы действуют с точностью до наоборот? Неожиданная ситуация, позволяющая вдруг увидеть Царство в каком-то совершенно необычном ракурсе? Да, конечно. Есть вещи, которые проще всего объяснить, прибегнув к парадоксу. Но, наверное, в первую очередь Спаситель хотел дать понять Своим ученикам, что научиться жить в Царстве так, как учатся в нашем мире всему остальному, невозможно. Любое обучение в нашем мире требует овладения материалом, проникновения в него и его усвоения. Но Царством так овладеть невозможно. Особенность восприятия нормального, духовно и психически здорового ребёнка заключается в том, что он познаёт не овладевая познаваемым, а принимая его. В процессе взросления тип детского восприятия постепенно уступает место тому, который свойствен взрослым людям. А Иисус даёт понять Своим ученикам, что Царством нельзя овладеть. Его можно лишь принять. Так, как принимают мир дети.