Мысли вслух на Откр 9:13-21

Как видно, освобождение тёмных сил от сковывавших их прежде ограничений происходит не сразу. Вероятно, связано это с тем, что сама природа нашего мира поражена тем злом, которым держится мир духов тьмы, так, что оба мира оказываются, к сожалению, связаны достаточно тесно. Не случайно в тексте отрывка упоминаются четыре ангела, освобождение которых ведёт к тому, что на земле начинают гибнуть люди (ст. 13 – 15). Это, очевидно, те ангелы, которых прежде Иоанн видел стоящими на четырёх краях земли и держащими четыре ветра (Откр. 7 : 1). Именно их усилиями мир не обращается в хаос, через них действует сила Божия, обнаруживающая присутствие Творца в Своём творении. И вот теперь наступает момент, когда сила эта как бы отступает, предоставляя мир его собственной судьбе. На первый взгляд, такое действие (вернее, бездействие) Божие может привести лишь к катастрофе. Но иногда, как видно, оно оказывается единственной возможностью преобразить мир, полностью избавив его от зла. По-видимому, грех и его последствия настолько глубоко проникли в самую плоть мироздания, что без разъятия этой плоти до составляющих её элементов ни очищение, ни преображение мира стали уже невозможны.
А когда это происходит, силы зла временно получают над миром практически неограниченную власть, и люди (в первую очередь, разумеется, те, у кого нет прочных отношений с Богом) ощущают её на себе во всей полноте. Не случайно после шестой трубы «саранча» уступает место куда более серьёзной армии, армии тьмы, которая уже не просто мучает, но и убивает людей, на которых ей удаётся распространить свою власть (ст. 16 – 19). Речь в данном случае идёт, разумеется, не о наказании: никакого исправительного эффекта эти события не имеют. Люди вследствие обрушивающихся на них бедствий отнюдь не становятся лучше, что и не удивительно: все, кто выбрал Царство, уже сделали свой выбор, бедствия обрушиваются на людей, Царство отвергших, а такое отвержение, если оно твёрдое и сознательное, изменить очень нелегко, если вообще возможно. Потому-то страдальцы и не обращаются к Богу, а продолжают жить прежней жизнью и прежними ценностями, несмотря ни на какие бедствия и катаклизмы (ст. 20 – 21).