Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Ин 6:41-71

Сегодняшнее чтение позволяет нам лучше понять ту главную задачу, которую решал Иисус во время Своего земного служения. Когда Он заговорил о Себе как о хлебе жизни, сошедшем с небес, это вызвало у слушавших протест и недоумение (ст. 41), что и неудивительно: ведь в таком смысле можно было говорить лишь о Боге и о богоявлениях, и обычному человеку не пристало сравнивать себя с Богом. Но Иисус идёт ещё дальше: Он говорит о Своём теле и о Своей крови как о хлебе, дарующем вкусившему его вечную жизнь, а значит, приобщающим его к жизни Царства (ст. 48 – 58). В еврейском словоупотреблении выражение «плоть и кровь» обозначает жизнь во всей её полноте и во всём многообразии форм и проявлений. Неудивительно, что слова Иисуса вызвали возмущение даже у многих из тех, кто считал себя Его учениками (ст. 60): ведь жизнь человека, как справедливо полагали слушающие, принадлежит одному лишь Богу, и никто не властен её никому отдать, так же, как и не властен принять чужую жизнь. С точки зрения Торы всякая такая попытка рассматривалась бы как убийство, а в религиозном отношении — как человеческое жертвоприношение, которое считалось величайшим кощунством. Но Иисус, говоря то, что Он говорил, имел в виду полноту не одной лишь человеческой жизни, но, в первую очередь, полноту жизни Божией, жизни Царства, которая была неотделима от Его человеческой жизни, хотя и не смешивалась с ней до полной неразличимости. Эту полноту жизни Божией Иисус нёс в Себе с самого начала, и именно о ней Он говорит как о хлебе жизни, сошедшем с небес. Её-то и должен был Иисус отдать миру во всей полноте, сделав мир частью Царства, так, чтобы в конце времён он преобразился бы до конца. Но начать надо было с малого, с небольшой общины тех, кто хотел и готов был жить жизнью Царства уже сейчас. Потому Иисус и говорит о единой жизни, соединяющей Его с теми, кто приобщается Его тела и крови (ст. 53 – 55). Обычному человеку Царство во всей его полноте недоступно, но, если такой человек согласится разделить свою ограниченную и конечную жизнь с той бесконечной полнотой жизни Божией, которую несёт в Себе Спаситель, недоступное прежде Царство откроется ему, и он сможет в него войти. Потому-то главной задачей Иисуса и становится создание сообщества людей, живущих единой с Ним жизнью Царства. Людей, соединённых с Ним не новой религией, новым богословием или новой моралью, а жизнью Божией, которой пронизано Царство и которую Иисус готов дать каждому, кто способен увидеть и готов принять. И само христианство представляет собой не что иное, как именно эту новую жизнь, жизнь с Иисусом в Его Царстве.