Мысли вслух на Откр 2:8-11

Ситуация в смирнской церкви несколько отличалась от той, что была характерна для церкви Эфеса. Здесь, как видно, главной проблемой был конфликт с ревнителями Торы, или, точнее, иудейских религиозных традиций, с которыми не раз приходилось иметь дело уже Павлу. Как видно, суть этого конфликта была одинакова независимо от того, где и когда он возникал. Начинался он, по-видимому, с призыва к строгому соблюдению Торы со стороны тех, кто считал себя её главными защитниками, а заканчивался неизменно конфликтом между сторонниками соблюдения иудейских религиозных предписаний и теми, кому иудаизм был безразличен (а число таких людей после 70 г. в Церкви стало быстро расти). Как известно, уже Павел не ставил следование Торе в зависимость от соблюдения норм и правил иудаизма, и теперь Сам Иисус подтверждает его правоту через откровение, данное Своему апостолу. Не случайно Он говорит о противниках смирнских христиан, что они лишь выдают себя за иудеев или сами считают себя таковыми, на самом деле будучи противниками Бога и Его народа (ст. 9).
По-видимому, в этот внутрицерковный конфликт вмешалась светская власть, начались гонения, о которых Иисус говорит, что они не продлятся долго (ст. 10). Оценка, данная Иисусом, разумеется, не случайна: Он, в сущности, лишь подтверждает то, что уже не раз говорил устами других Своих служителей: смысл Торы и старого Завета в целом не сводится к иудейской религиозности при всей значимости последней для духовного и исторического сохранения народа Божия, он шире иудаизма, и сужать его рамки означает противиться осуществлению замысла Божия о спасении человечества. И свидетельство исповедников и мучеников, отстаивающих вселенскость Торы в противостоянии с ревнителями иудейских религиозных традиций, оказывается свидетельством свободы Царства, полноты жизни которого они не потеряют (ст. 11).