Мысли вслух на Дан 12:5-13

Неудивительно, что полученное откровение вызвало у автора Книги Даниила, так же, как и у самого визионера, вопрос о временах и сроках: ведь после окончания гонений многие ожидали прихода Мессии и торжества мессианского Царства. Срок в три с половиной года («время, времена и полувремя», ст. 5 – 7) вызывал немало других вопросов, особенно если предположить, что видение было открыто уже после смерти Антиоха Эпифана. В самом деле, обещанные в другом видении три с половиной года, в продолжении которых Храм стоял осквернённым, уже прошли, осквернивший его гонитель умер, а ожидаемая развязка, связанная с приходом Мессии, всё не наступала. Вставал закономерный вопрос: чего же ещё ждёт Бог? И чего ожидать верным? Между тем, в полученном безымянным визионером видении ответ есть, хотя он и не сразу бросается в глаза. Не случайно вестник Божий, вновь повторив уже исполнившееся пророчество о 1290 днях «запустения», т.е. осквернения Храма, назвал блаженными тех, кто «ожидает и достигнет» срока в 1335 дней с момента осквернения Храма. Нетрудно убедиться, что разница между первым и вторым сроком составляет 45 дней.
Те же 45 дней, как известно, отделяют в иудейском календаре празднование Песаха (иудейской Пасхи) от другого праздника, называемого Шавуот (в христианской традиции его принято называть Пятидесятницей). И если во время Песаха вспоминается и переживается заново Исход, то праздник Шавуот ассоциируется, между прочим, с первыми плодами, плодами той земли, которую Бог обещал ещё Аврааму и завоевание которой стало завершением Исхода. Смысл откровения в таком контексте становится вполне понятным: блажен тот, кто дождётся дня первых плодов, дойдёт до конца пути и не остановится на полдороге в обещанное Богом Царство. Конечно, срок в данном случае приходится считать символическим, конкретной даты прихода Мессии Бог Своему служителю не открывает. Он лишь напоминает ему о том, что освобождение Иерусалима и очищение Храма — ещё не конец пути, как думали многие, а лишь начало его завершающего этапа; по-настоящему же блажен лишь тот, кто пройдёт весь путь до конца, встретив Мессию и обретя то Царство, о котором говорили пророки.