Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 11:1-20

Для понимания смысла видения, записанного автором Книги Даниила и вложенного им в уста своего героя, важно помнить, что оно было получено неизвестным нам по имени визионером-апокалиптиком в середине II в. и, вероятно, уже после смерти Антиоха Эпифана (ст. 45). Упомянутые в нём события легко узнаваемы. Начинается рассказ с противостояния Персидской империи греческому миру, приведшему к её падению (ст. 2 – 3; «могущественный царь» — очевидно, Александр Македонский). Затем говорится о распаде империи Александра, на месте которой возникают государства, созданные его преемниками (ст. 4). А далее следует краткое описание противостояния двух из трёх эллинистических государств, созданных преемниками Александра: Сирии («северное царство», «северный царь») и Египта («южное царство», «южный царь») (ст. 5 – 20). Здесь упомянут брак дочери египетского царя Птолемея II Береники с царём Сирии Антиохом II и последующее отстранение её от власти, приведшее к войне между двумя государствами (ст. 5 – 9); победа Селевка III над Египтом, на сорок лет закрепившая Иудею за Сирией (прежде она входила в состав Египта) (ст. 10); временная победа в 217 г. Птолемея IV, вновь вернувшего себе некогда принадлежавшие его деду земли (ст. 11 – 12); победы Антиоха Великого, не только вернувшего Иудею под власть Сирии, но и захватившего некоторые малоазийские земли («острова», ст. 13 – 19).

Упомянута и непосильная дань, наложенная на Иудею Селевком IV, сыном Антиоха Великого (ст. 20). Казалось бы, в этом перечислении исторических событий прошлого нет особого смысла: ведь и автора Книги Даниила, и его современников интересовало не столько прошлое, сколько настоящее и будущее. Но апокалиптика немыслима вне истории. Картина мира, где все враждуют со всеми, где идёт бесконечная и бессмысленная война должна была привести визионера к простой мысли: в падшем мире ничего изменить нельзя, но Бог не упускает из виду судьбу Своего народа, внимательно отслеживая все перипетии мировой истории постольку, поскольку народ в них участвует. Но, до тех пор, пока перипетии эти не касаются Его народа непосредственно, Он ждёт, ждёт потому, что время прихода Мессии и явления Царства ещё не пришло.