Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Дан 10:10-21

В библейских книгах можно найти немало рассказов об ангелах, сопровождающих людей во время трудного и опасного пути или приходящих им на помощь. Гораздо реже встречаются упоминания об ангелах, ведущих целые народы или страны. Одно из таких упоминаний и содержится в сегодняшнем отрывке: явившийся Даниилу вестник Божий рассказывает ему о противостоянии с тем, кого он называет «наместником Персии» (ст. 12 – 13; в Синодальном переводе «князь царства Персидского»). Речь, как видно, в данном случае идёт не о людях, а именно об ангелах, из которых один, названный Михаилом, охарактеризован, как «один из главных правителей» (ст. 13; в Синодальном переводе «один из главных князей»). Ничего удивительного здесь нет: ведь и в яхвистской, и в иудейской, и в раннехристианской традиции ангелы — духовные существа, играющие служебную роль, исполняющие конкретные поручения, данные им Богом, которые, конечно, могут касаться как отдельных людей, так и целых народов.

Впрочем, обычно в Библии эти вестники Божии сопровождают как отдельных людей, так и целые народы не постоянно, а временно, чаще всего тогда, когда человек или народ оказывается в ситуации, где решается его судьба. В данном случае перед нами именно такой исторический поворот: в противостоянии ангелов решается судьба Персидской империи и исход её конфликта с греческим миром, выражением и олицетворением которого станет Александр Македонский (ст. 20 – 21). Но в чём заключается это противостояние? Едва ли оно напоминает те войны богов или духов, мифами о которых полон языческий мир. Скорее можно было бы ожидать спора по существу, в котором у каждой из сторон свои аргументы в пользу тех, за кого он отвечает перед Богом. А Тот, Кто принимает решение, как видно, принимает его, выслушав все мнения и все аргументы участвующих в обсуждении сторон. Конечно, Бог не нуждается ни в чьих советах. Но Он, можно думать, всё же советуется с теми, кто становится участником в осуществлении Его планов. Ведь, сотворив людей и ангелов свободными, он действительно предоставляет им свободу. В том числе и право на собственное мнение, которое каждый может Ему высказать прежде, чем выслушать Его определение.