Мысли вслух на Дан 8:1-14

В апокалиптических видениях история играет важную роль, и исторические события всегда занимают в них особое место. Но события эти с точки зрения полученного визионерами откровения бывают обычно интересны не сами по себе, а в контексте тех духовных процессов, которые за ними стоят. В некоторых случаях даже историческая конкретика, как таковая оказывается не слишком важна. Апокалиптическая традиция ориентируется не столько на историю, сколько на то, что иногда называют историософией — на понимание смысла истории, который в глазах Божиих нередко оказывается совершенно не таким, как в глазах человеческих. Порой великие события могут в апокалиптических видениях выглядеть даже несколько карикатурно, приблизительно так, как должен был в глазах Даниила выглядеть поединок козла с бараном (ст. 3 – 8). Но при всей фееричности и даже сюрреалистичности разворачивающейся перед ним картины, за ней стояло нечто очень серьёзное и трагичное: история человечества, как бесконечная и бессмысленная война, в которой победители и побеждённые, выглядящие одинаково смешно и глупо, тем не менее ненавидят друг друга так, что побеждённому никак не приходится рассчитывать на пощаду.
А рога на голове победителя, если их вовремя не обломать, вполне могут стать помехой даже для осуществления планов Божиих (ст. 9 – 14). Падший мир, как видно, знает лишь одну форму взаимодействия: насилие. И если в отношениях между отдельными людьми возможны исключения, то в отношениях между массами людей, между народами и государствами, исключений не бывает: в мире торжествует война. Неудивительно, что раньше или позже она оборачивается против народа Божия: ведь народ Божий тоже занимает в истории некое, вполне определённое, место, являясь её частью, а потому оказывается подвержен историческим законам падшего мира так же, как любой другой народ. Но всё же относительно Своего народа у Бога есть особый план, и потому история не может бесконечно двигаться по своему порочному кругу: раньше или позже наступит момент, когда Бог этот круг разорвёт, положив конец дурной бесконечности, которая сама по себе не прекратится никогда. И только с таким непосредственным вмешательством Бога в земную историю связаны у автора Книги Даниила все надежды на приход Мессии и на торжество Царства.