Мысли вслух на Дан 2:1-49

Книга Даниила описывает не только верность верных, она содержит также описания видений, одни из которых можно считать пророческими, а другие — апокалиптическими. Казалось бы, между теми и другими нет существенной разницы: ведь и пророкам Бог нередко открывал нечто очень важное именно в видениях, как это было, к примеру, с Иезекиилем; но апокалиптические видения имеют свои особенности, связанные не только с их объёмом, как правило, превышающим объём пророческого видения. Дело в том, что апокалиптика неотделима от истории. Апокалиптические видения всегда связаны с откровением Царства; но Царство является не в пустоте, оно входит в уже существующий порядок вещей, который не может так или иначе не реагировать на это вхождение. И апокалиптика отражает опыт откровения, описывающего эпоху наступления Царства в его отношении к предшествующей истории. Конечно, и земная история в этом случается воспринимается, прежде всего, в аспекте духовном, а не социальном, политическом или экономическом. И Даниилу она открывается именно так: он, как и все визионеры, видит не исторические события, которые уже произошли или ещё произойдут в будущем, а замысел Божий о Царстве и о мире, включая мировую историю. Это именно откровение Богом Своих планов и замыслов, а не предвидение или предсказание будущих событий: не случайно языческие маги и мудрецы оказываются не в состоянии ни угадать, что видел царь в своём сновидении, ни объяснить увиденное (ст. 1 – 11).
Даниил же не предсказатель и не провидец, он скорее похож на пророка, получая откровение от Бога (ст. 17 – 23). От пророков он отличается лишь тем, что полученное им откровение касается будущих, и притом не ближайших, событий; он видит наступление Царства, которое ещё впереди, между тем, как пророки, как правило, свидетельствовали или о событиях, современниками которых они были, или о том, что было прямо с ними связано. Но смысл открытого Богом царю видения (ст. 26 – 36) не становится для Даниила менее ясным оттого, что оно относится к будущим временам (ст. 37 – 45). Сегодня не просто определить, о каких «царствах» идёт речь; вероятно, о сменявших друг друга Вавилонии, Персии, эллинистическом Египте и эллинистической Сирии, которые последовательно владели Иудеей (следует помнить, что это видение, как и все остальные, описанные в Книге Даниила, были открыты её автору или кому-то другому, чей опыт он описывает, ок. середины II в.). Главный же смысл видения заключается в том, что на смену земным царствам приходит иное, новое Царство, основанное уже не людьми, а Богом (ст. 44 – 45).