Мысли вслух на Дан 1:1-21

Читая Книгу Даниила, легко заметить, что она состоит из двух частей: первая (гл. 1 – 6) включает описание стойкости и верности Богу во время гонений, а вторая (гл. 7 – 12) содержит апокалиптические видения, приписываемые автором книги Даниилу, герою древних еврейских преданий, который под пером автора становится исповедником веры. О Данииле еврейских преданий сегодня известно немного; что же касается Книги Даниила, то она, по мнению большинства библеистов, была написана в середине II в. до н.э., во время гонений Антиоха Эпифана и Маккавейских войн. То, что автор книги перенёс её действие во времена Вавилонского плена, вполне объяснимо. И дело не в том, что в Вавилоне на евреев обрушились какие-то гонения или преследования: наоборот, местные власти стремились к тому, чтобы еврейская община как можно быстрее ассимилировалась, а гонения, конечно, никак не могли бы этому способствовать.
Дело в том, что и ассимиляция, и физическое уничтожение, угроза которого нависла над народом во время гонений Антиоха Эпифана, одинаково грозили народу Божию исчезновением, которое, естественно, в планы Божии не входило. Антиох, конечно, не собирался никого никуда депортировать. Он «всего лишь» устроил во дворе Иерусалимского Храма языческие алтари, требуя от евреев под угрозой смерти поклонения языческим богам и отказа от соблюдения некоторых важнейших для иудаизма норм Торы, таких, как обрезание и кашрут (предписания, касающиеся ритуально чистой и ритуально нечистой пищи). Яхвизм тем самым превращался в разновидность языческой религии, допускавшей наряду с Единым поклонение и другим, низшим богам, а иудаизм фактически запрещался вообще: ведь без обрезания, кашрута и строгого соблюдения шаббата (правил субботнего покоя), которое фактически тоже ставилось под запрет, он немыслим. Не случайно уже в первой главе Книги Даниила её автор обращает внимание на то, с какой тщательностью относятся его герои к соблюдению кашрута: они скорее готовы отказаться от вкусной и обильной пищи, чем нарушить Тору (ст. 5 – 16). Упоминание в книге овощей и воды не случайно: из всего, что могло быть на обильном царском столе, лишь овощи можно было считать кошерными без всякого специального приготовления. И Бог не оставил без поддержки тех, кто готов был хранить Ему верность любой ценой (ст. 17).