Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Плач 5:1-22

Несмотря на понимание причин, приведших к катастрофе, автор Книги плача продолжает жаловаться Богу на бедствия, постигшие его народ (ст. 1 – 6; 8 – 18). Это неудивительно: ведь такое понимание само по себе отнюдь не облегчает страданий. К тому же, понимание причин не давало прямого ответа на вопрос о том, что ждёт народ впереди и где искать выход из создавшегося положения. Грех был очевиден; но что делать дальше, на что надеяться? Можно было, конечно, надеяться на то, что Бог не станет наказывать детей за вину отцов, которых уже нет в живых (ст. 7), но Тора оставляла мало места для такой надежды: ведь, когда дело касается народа, наказание за отступничество может растянуться и на несколько поколений (Исх. 20 : 4 – 6). И всё же надежда оставалась, и связана она была с теми планами Божиими, которые измениться не могли. Престол Божий утверждён, если не на земле, то на небесах (ст. 19).

Но и для земли у Бога есть Свой план, который Он так или иначе непременно осуществит. А народ Божий уже давно стал частью этого плана, так, что и его судьба не может окончиться в Вавилонском плену: ведь конец народа будет означать провал замысла Божия о спасении мира. И автор книги понимает, что именно поэтому Бог не оставит Свой народ надолго или, тем более, навсегда (ст. 20). Конечно, само собой не произойдёт ничего, и народу придётся приложить немалые усилия для того, чтобы восстановить разрушенные прежним образом жизни и прежними грехами отношения с Богом. Но в принципе это возможно, нечто подобное, по словам автора книги, уже случалось прежде, «в дни древние», а потому можно надеяться, что и теперь народ сумеет обратиться и вернуться к Тому, Кого оставил.

Впрочем, автор не строит себе иллюзий по поводу способностей и возможностей своих соплеменников, он прекрасно понимает, что, если нечто подобное и возможно, то при непосредственном участии Бога, Который Сам обратит к себе тех, кто искренне ищет выхода из, на первый взгляд, безвыходной ситуации (ст. 21). Автор книги абсолютно уверен в том, что Бог останется верен раз данным обещаниям и однажды заключённому союзу-завету, он не допускает мысли о том, что Он может оставить Свой народ навсегда (ст. 22). И на этой уверенности основана его надежда на то, что раскаяние и обращение народа станет началом его духовного и исторического возрождения.