Мысли вслух на Плач 3:34-66

Самым сложным и трагическим вопросом остаётся для автора Книги плача вопрос о несправедливости по отношению к тем, кто прав перед Богом и перед людьми. Когда дело касается народа в целом, всё, постигшее Иерусалим и его жителей, кажется не только закономерным, но и справедливым. В самом деле, почему Бог должен бесконечно терпеть грехи Своего народа, ничего не предпринимая? Иное дело конкретный человек. Как известно, войны и массовые репрессии ни для кого не делают исключений, в таких ситуациях праведники обычно разделяют судьбу грешников, а нередко им приходится даже хуже, чем грешникам: ведь тому, кто готов грешить, легче приспособиться в ситуациях, когда грех торжествует, притом торжествует открыто. Но как же тогда быть с отдельными людьми? Конечно, когда дело касается судьбы и духовного состояния народа, отдельным человеком можно было бы и пренебречь: в конце концов, каждый человек — часть своего народа и должен делить с ним его судьбу, неся общую на всех ответственность за совершённый коллективно грех. Но ведь тогда оказалось бы, что правота отдельного человека перед Богом ничего не стоит (ст. 34 – 36).
Народ между тем состоит из отдельных людей с их всякий раз глубоко личным выбором, который они делают в конкретной ситуации, выбирая или путь греха, или путь праведности. И если наказывать всех за грехи большинства, не станет ли такое наказание оправданием для тех, кто выбирает путь греха, ссылаясь на большинство и следуя известному принципу «один в поле не воин»? Можно было бы, конечно, согласиться с тем, что в мире не всё происходит по воле Божией, но такую мысль автор книги отвергает (ст. 37 – 38). И тогда ему остаётся лишь вновь и вновь пересматривать собственную жизнь с тем, чтобы попытаться увидеть свои грехи и раскаяться в них (ст. 39 – 40). Конечно, в ситуации, когда грех становится нормой жизни, практически каждый, за редким исключением, найдёт в своей жизни что-нибудь, в чём ему придётся просить у Бога прощения (ст. 41 – 42). Но такой ответ оказывается, в сущности, ответом лишь наполовину: он всё же предполагает неправоту грешного человека перед Богом, если не в одном, то в другом, тем самым оправдывая массовые бедствия, превращающиеся в коллективные наказания. На вопрос же о страданиях того, кто несомненно прав перед Богом и людьми, хотя бы в конкретном случае, он не отвечает. И автору книги лишь остаётся констатировать тот факт, что в ситуациях, когда он был прав перед Богом и людьми, Бог оставался с ним даже во время тех страданий, которые ему приходилось переносить (ст. 49 – 58). Но такую поддержку всё же приходится считать неполной и относительной, и автор книги понимает, что окончательно его может удовлетворить лишь полное торжество над поверженными врагами (ст. 59 – 66).