Мысли вслух на Евр 9:11-22

Продолжая тему Мессии-Первосвященника, автор послания главное внимание обращает на жертвоприношение как на форму богообщения, связывающую человека с Богом через очищение и освящение. Он не случайно говорит о Христе как о Том, Кто прошёл через более великое и более совершенное святилище, созданное не людьми, а самим Богом, называя Его при этом «первосвященником уже явленных благ» (ст. 11; в Синодальном переводе «Первосвященник будущих благ»; греческий текст может означать не только «придя с большей и совершеннейшей скинией», но и «пройдя через большую и совершеннейшую скинию»). Прежние жертвоприношения очищали человека извне, затрагивая, прежде всего, его внешнюю, телесную, природную составляющую (ст. 13). Такое очищение могло избавить очищающегося от последствий конкретного греха, если грех этот был совершён невольно или по неведению, но оно не могло освободить человека от власти греха полностью, что и не удивительно: ведь внешнее очищение было направлено не на первопричину человеческой греховности, а лишь на её конкретные проявления.
Иисус же делает возможным «вечное искупление», полное освобождение от греха, после которого он уже не имеет власти над человеком (ст. 12). Это становится возможным потому, что Царство, которое Он принёс в мир, заплатив за него смертью на кресте, меняет человека не частично, затрагивая лишь его природу, а полностью, преображая его сердце, а значит, и духовно-нравственную жизнь, «очищая совесть от дел смерти для служения Богу живому» (ст. 14). Жертвенная кровь ещё со времён Моисея освящала как отдельного человека, так и целый народ, соединяя с Богом тех, кто этого хотел. Она же очищала человека от последствий совершённых им грехов, освобождая его от власти того зла, в котором лежит мир (ст. 19 – 22). Такое освобождение называли иногда выкупом («искуплением»), сравнивая освобождение человека от власти мирового зла, а значит, и от смерти, с выкупом и освобождением попавшего в рабство соплеменника, которое во все времена считалось праведным делом. Но прежде выкуп был временным, освобождение — относительным; теперь же в мир пришёл Тот, Кто ценой Своей крови выкупает каждого, кто готов принять Его власть, навсегда, окончательно освобождая Своих верных от власти греха и смерти (ст. 15). Прежний союз-завет требовал жертвенной крови для очищения и освящения тех, кто заключил его с Богом (ст. 18); новый союз соединяет верных с Богом не через жертвенную кровь, а через ту жизнь Царства, которую Воскресший дарит каждому, кто готов поверить Ему и пойти за Ним.